![]() | Купала Дата: 17.06.2016 |
![]() | Мелисса Дата: 10.06.2016 |
![]() | Купало! С праздником, славяне! Дата: 20.06.2015 |
![]() | Красная горка Дата: 24.04.2016 |
![]() | Русский Север. А было ли крещение? Дата: 19.09.2017 |
![]() | Мокошь Дата: 07.05.2017 |
![]() | Зачем на Руси "перепекали" детей? Дата: 06.09.2016 |
![]() | Чабрец Дата: 13.02.2017 |
![]() | Исторические свидетельства о язычестве на Руси Дата: 02.11.2017 |
![]() | Быль про «инока» Пересвета или как церковь к русскому подвигу примазалась Дата: 20.02.2019 |
ВЫНЬЗТИ - вынуть из ножен
ЕЖЕ - что, если, когда
ГОРАЗДО - искусно, умело; весьма, очень
БРАШНО - еда, кушанье.
Главная » Статьи |
Страницы: « 1 2 3 4 5 ... 10 11 » |
Материал по публикациям вологодского краеведа и собирателя М.Сурова
|
![]() Читать дальше... |
В Николе можно предположить воплощение Волоса; это предположение, как будет видно ниже, находит достаточно достоверное подтверждение. Отметим в этой связи Волосов Николаевский монастырь, некогда существовавший во Владимирском уезде, в 16-ти верстах от г. Владимира при реке Колочке. По преданию, сохранявшемуся в народе, Волосов Николаевский монастырь был основан на месте языческого капища в честь Волоса, откуда название как самого монастыря (Волосов), так и соответствующего места (Волосово). |
![]() Обычно первым упоминанием славян в письменных источниках считается текст Естественной истории Гая Плиния Секунда Старшего (24-79 гг.). В нем говорится о некоем племени венедов, обитающем рядом с сарматами, скирами и хиррами: «Некоторые передают, что она [Эрингия - мифический остров или полуостров, который комментаторы отождествляют с Висло-Одерским междуречьем] населена вплоть до реки Висулы сарматами, венедами, скирами и хиррами, что залив называется Килипен и остров в его устье Латрис, затем другой залив, Ланг, пограничный кимбрам». Читать дальше... |
Москва буквально насыщена древними языческими капищами. По плотности их здесь больше, чем в какой-либо другой местности. Очень долго древняя традиция предков сохранялась в Москве. Царь Алексей Михайлович писал воеводе Шуйскому, сетуя на огромные языческие гулянья 22 декабря 1649 г. Праздновавшие славили Коляду, Усеня и "плугу", повсюду играли скоморохи, и среди "ужасов" праздника царь описывает даже массовое пьянство христианских священников и иноков. В числе районов, охваченных весельем, указаны Кремль, Китай, Белый и Земляной город, т.е. практически вся территория тогдашней Москвы. Такая живучесть традиции объяснялась тем, что Москва была основана на месте, где святилищ было больше, чем обычно, это был единый священный комплекс площадью около 8 кв. км, построенного как изображение законов мирового Коловращения. Читать дальше... |
О.В. Кутарев. Мокошь.
Мокошь упоминается среди шести богов капища Владимира в Повести временных лет (ПВЛ): «..и стал Владимир княжить в Киеве один и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса и Даждьбога, и Стрибога, и Симаргла и Мокошь. И приносили им жертвы..» [ПВЛ, 980 год]. Это первое и последнее упоминание теонима в летописи, никаких пояснений о функциях и свойствах божества здесь нет. Традиционно считается, что это единственный женский образ владимирова капища. Мокошь появляется также в ряде иных средневековых русских текстов, но вероятно, её имя сюда попало из вышеуказанного летописного фрагмента. Это хорошо видно, например, по фрагменту «Проложного жития Владимира»: «..изби вся идолы, Перуна, Хурса, Дажьбога, и Мокшь, и прочая комиры» [Васильев, с. 11]. |
Венок, венец… Этимологический словарь русского языка объясняет происхождение этого общеславянского слова, как производное от венъ (через «ять»), образованного (с перегласовкой) посредством суффикса -нъ от вити. Вен «венок» повсеместно известен в диалектной фольклорной речи Славян. Буквально слово означает «украшение, сплетенное, свитое» (из листьев, цветов).
Венки, в обрядном проявлении, плелись на Руси по разным случаям. Известны «свадебные», «жатвенные», «купальские», «березовые» - на Зелёных Святках и другие венки, которые имели свои особенности, в зависимости от их предназначения. Почему же венок так чтим в Купальскую ночь? Почему ему оказывают особое почтение девушки, доверяя ему свои сокровенные пожелания, просьбы и вопросы, пуская его по реке или оставляя себе в качестве оберега? Ответ кроется в особом, почтительном отношении Славян к Природе, к её возможностям быть одновременно в двух измерениях – в мире явном, проявленном и в мире навном, неизведанном. К тому, что всё в природе закономерно и то, что должно случиться в недалеком будущем, уже сейчас можно разглядеть в различных приметах. Читать дальше... |
![]() Одна из дошедших языческих примет – постучать по дереву. Более того! Постучать по дереву против сглаза — оказалась, пожалуй, одной из самых популярных в мире. Причина кроется в культе священных деревьев у наших предков язычников. Поклонение священным деревьям было связано с верой в то, что в дереве живёт дух. Многие народы верили, что священные деревья плачут, испытывают боль и дух, живущий в дереве, умирает вместе со срубленным деревом. Поэтому вырубать деревья считалось святотатством и большим грехом. Славяне, перед тем как рубить деревья, проводили обряд, в котором просили прощения у деревьев и леса. Чтобы задобрить духов украшали деревья различными предметами, приносили им дары от трудов своих. Взамен просили наделить здоровьем и долголетием. Читать дальше... |
|