В Святки, в отличие от других календарных праздников (например, Масленицы), ряжение устраивалось в тёмное время суток - вечерами. И это не случайно, поскольку считалось, что на Святки активизируется/беснуется "нечистая" сила, представителями которой на определённый момент времени становились ряженые. В это сакральное время особенно ярко поступает мифологическая оппозиция "свой-чужой" : каждая крестьянская семья и деревенская община в целом, члены которой были хорошо знакомы друг с другом, осмыслялись как "свои", ряженые же воспринимались как пришельцы из "иного" мира и, следовательно, осмыслялись как "чужие". Диалог между "своими" и" чужими", составляющий суть ритуала ряженья, - это игра на грани фола, которую люди могли себе позволить только в строго отведенные периоды народного календаря. В другое время вступать в диалог с представителями "иного" мира считалось крайне опасным. Но и сами ряженые, перевоплощаясь в представителей "иного" мира, рисовали ничуть не меньше. Изменение внешности людей, по народным представлениям, изменяло и их внутреннюю сущность. В процессе ряженья индивидуальные черты человека как бы исчезли, исчезла и он сам, а появлялось другое, мифологическое существо - "старик", "старуха", "медведь", "конь", "цыганка". И здесь существовала опасность для самих ряженых - не вернуться в реальный, "свой" мир. Так, например, по свидетельству некоторых исследователей, в народе верили, что каждый, кто изображает "покойников", будет схвачен уже настоящими покойниками в лесу, утащен и отдан во власть дьявола. Поэтому в целях собственной безопасности ряженые старались быть неузнанными, что достигалось с помощью костюма, сокрытия лица при помощи маски или других подручных средств: "Машкаровались, наряжались. <...> Одевались. Лицо закроют, а тут на себя надену одежонку, какая есть. - А лицо зачем закрывали? (Собир.) - Чтоб, видно, не узнали. Лицо закрывали.
Конечно, сегодня информанты не могут объяснить сакральную семантику святочных действ, но традиция оставаться неузнанным в момент ряженья сохраняется, хоть и в трансформированном виде (как, собственно и весь ритуал): "Взрослые-то ходили, только они не пели вот эти колядки. Они просто придут молча, в маски оденутся. У нас папа на гармошке играл. Он сразу гармошку достаёт, и они начинают плясать. Пляшут, поют, но, а сами-то хозяева отгадывают, кто это, но только догадываются. Папа уже знал, кто как пляшет, допустим, у кого какие движения, да всё такое. Кого отгадают, они сразу открывают маски там, хохочут <...>" Маски, ритуальные молчание (персонажи потустороннего мира не разговаривают) - всё это атрибуты древнего ритуала ряженья. Раньше, если ряженого узнавали, он не имел права продолжать участвовать в ритуал, так как по народным представлениям, нельзя было быть одновременно и ряженые, то есть "чужим" и узнанным, то есть "своим". В XX веке традиция ряженья все больше приобретает развлекательный характер, хотя ритуальные веселье, ритуальный смех всё ещё имеют место: при помощи смеха ряженый возвращается из мира мёртвых в мир живых, становится "своим".
Источник Тихонова Е.Л. Традиция ряженья в святочном календарно-обрядовом комплексе русского населения Западного Забайкалья.
|