Индоевропейский культ Велеса, и его отражение в христианском культе Николая-Чудотворца у славян. Дата: 16.08.2017 |
Кто такие сарматы Дата: 05.09.2016 |
Удар по генетической памяти? Дата: 23.10.2015 |
Быль про «инока» Пересвета или как церковь к русскому подвигу примазалась Дата: 20.02.2019 |
День Макоши Дата: 09.11.2016 |
2 августа Дата: 04.08.2016 |
Герб Волосово Дата: 26.08.2016 |
Секрет слова УРА или что мешает УРАзуметь правду? Дата: 25.03.2015 |
Борьба с язычеством. 1649 год. Дата: 18.12.2017 |
Радогощь Дата: 22.09.2021 |
ВНЕГДА – когда
ВЗЫГРАТИ – возвеселиться
БЕЗЖИВОТИЕ - нищета.
ВЕЛИЙ – великий, продолжительный, изобильный.
Главная » Статьи » Наследие |
Язычество на Руси, как бы ни старались христианские священники и правители разных мастей, изжить было практически невозможно. Остались многочисленные письменные свидетельства борьбы с остатками язычества вплоть до 17-18 веков. Одно из них приведено ниже. Вопреки указам, угрозам и наказаниям народ продолжал праздновать древние праздники. Нужно признать, что к 17 веку это были уже не языческие празднования в полном смысле, а больше похожи на широкие народные гуляния. Важно и другое, с каким нетерпением и презрением народу запрещалось упоминать языческих Богов. Сравните с нашими днями и отношением к язычеству нынешних властей, о РПЦ даже не говорю. Грамота царя Алексея Михайловича Шуйскому воеводе Змееву о Коляде, Усени и народных играх, 1649 год. Взята из Москвитянина 1842 года, № 1, стр. 237. «От царя и великаго князя Алексея Михаиловича всея Русии въ Шую воеводъ нашему Семену Ильичу Змееву. - Въ нынъшнемъ въ 157 году, декабря въ 22 день, въ Галицую четь, къ диаку нашему къ Семену Софонову въ памяти изъ Стрълецкаго приказу, за приписью диака нашего Дмитрия Жеребилова, написано: въ нынъшнемъ въ 157 году, декабря въ 19-й день, въдомо намъ учинилося, что на Москвъ, напередъ сего въ Кремль и въ Китаъ, и въ Бъломъ, и въ Земляномъ городахъ, и за городомъ, и по переулкамъ, и въ черныхъ и въ ямскихъ слободахъ по улицамъ и по переулкамъ, въ навечери Рождества Христова кликали многие люди Каледу и Усень, а въ навечери Богоявления Господня кликали плугу; да въ Москвъ жъ чинится безчинство: многие люди поютъ бъсовския, сквернословныя пъсни, и противъ воскресныхъ дней въ субботу ввечеру, и въ воскресные дни, и въ Господские и Богородичные праздники топятъ бани и платья моютъ; и многие жъ люди бранятся межъ себя матерны и всякою неподобною лаею, и жены и дъвицы бранять позорными словесы. … … И по нашему указу диаку нашему Семену Сафонову велъно послати нашя грамоты въ городы, которые городы въдомы въ Галицкой чети, и велъно въ тъхъ городъхъ по улицамъ и по торжкамъ, и по крестцамъ, и по переулкамъ, прокликати бирючемъ по многие дни, чтобъ всякихъ чиновъ люди нынъ и впредь въ навечери Рождества Христова Коледы и Усениивъ навечери Богоявления Господня Плуги не кликали, и бъсовскихъ, сквернословныхъ пъсней не пъли, въ субботу ввечеру противъ воскресныхъ дней и въ праздники бань не топили, и въ воскресные жъ дни и по Господскимъ праздникамъ платья не мыли, и пьяные бъ люди всякаго чину не ходили, и бородъ не брили, и на качеляхъ не качалися, и до объдни въ харчевняхъ не сидъли, и по улицамъ не разносили, на игрища не сходились. А которые люди ныиъ и впредь учнутъ Коледу и Плуги, и Усени, и пъть скверныя пъсни, или кто учнетъ кого бранить матерны и всякою лаею,— и тъм людямъ за такия супротивныя христианскому закону за неистовства, быти отъ насъ въ великой опалъ и въ жестокомъ наказаньъ. … Писанъ на Москвъ лъта 7157, декабря в 24 день». | |
Просмотров: 2816 | | |
Всего комментариев: 0 | |