Четверг, 17.01.2019, 17:56
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Статьи
Шигирский идол
Дата: 20.01.2017

Купала
Дата: 17.06.2016

Традиция ряжения на святки
Дата: 24.12.2018

Истоки славянского миропонимания
Дата: 28.11.2014

Святилище Перуна
Дата: 28.04.2015

Чабрец
Дата: 13.02.2017

Сказание о Словене и Русе и городе Словенске
Дата: 19.02.2018

Кому на Руси жить хорошо или почему русские живут плохо?
Дата: 01.09.2015

Жаворонки (Сороки)
Дата: 10.03.2015

Ярга
Дата: 06.05.2016

Гости сайта
Поиск
Словарь

ГЛАГОЛ - слово

ДЕЯТИ - делать, творить, совершать; говорить

ВЕРШИЕ - плоды

ДРУЖИНА - Товарищи, община, спутники; войско; жена

Главная » Статьи » Традиции

Колесо - в народной традиции

КолесоКолесо было очень сильным символом для всех славян (и не только!), и связывалось оно, главным образом, с образом солнца. Солярная символика колеса проявляется в фольклоре, верованиях и народном орнаменте не только в дохристианские времена. Народные традиции, существовавшие тысячи лет, не могли в одночасье исчезнуть с насаждением чужеродной веры. У славянских народов существовали космогонические поверья о том, что солнце - это «большое колесо»; солнце после своего захода превращается в колесо и катится всю ночь под землей к востоку: «Колесом, колесом сонычко в гору йде».

Кроме того, колесо во множестве культур символизирует бесконечность движения (и движение солнца по небосводу); соединение статичности и движения (статична - ось, подвижны - спицы и обод); возрождение и обновление; устройство вселенной и времени и т.д., и т.п.!

У восточных славян был известен обычай КАТАТЬ колесо по улицам села в праздники весенне-летнего цикла, главным центром которых было солнце, огонь. В старину такие праздники были приурочены к главнейшим вехам солнечного цикла, а ближе к нашим временам - это праздники, приуроченные к Юрьеву дню (укр. карпат.), Иванову дню (бел., укр.), Петрову дню (юж.-рус.). В эти праздники старое тележное колесо (либо колесо, сплетенное из веников, либо большой венок из зелени, резиновые покрышки и т. п.) ЗАЖИГАЛИ и СКАТЫВАЛИ с горы вниз или КАТАЛИ его по селу; иногда устраивали на колесе сидение и катали на нем девушек.

Такое катание колеса приобретало в том числе значение ОБЕРЕГА от нечистой силы. Например, на Гуцулыцине зажженные колёса пускали с горы в Юрьев день как средство защиты против ведьм; белорусы Витебщины считали, что если на Купалу катать по улице колесо, то это причиняет мучение местным ведьмам. В Полесье (Гомельская обл.) хозяева катали колесо вокруг своего дома, чтобы защитить цыплят от коршуна, домашний скот — от диких зверей, а затем укрепляли это колесо на высоком шесте и оставляли стоять до следующего дня Купалы.

На Масленицу, на Купалу, в Петров день и др. праздники кое-где было принято устанавливать посреди села колесо на высоком ШЕСТЕ; это сооружение соотносилось с универсальным у славян образом МИРОВОГО ДЕРЕВА (либо выступало в роли обрядового деревца) и в то же время обозначало ритуальный центр празднества. Так, на Украине и в Белоруссии вокруг такого шеста с надетым на него колесом устраивали купальские гулянья, игры и хороводы. В русских масленичных обрядах сверху на колесо САЖАЛИ РЯЖЕНЫХ «мужика» или «бабу с прялкой»; прикрепляли к колесу знамя и в таком виде возили повозку по селу.

В хозяйственной и ЛЕЧЕБНОЙ магии нередко практиковалось ПРОТАСКИВАНИЕ предметов сквозь ступицу колеса. Например, чтобы обезвредить вырванную со своего поля «завитку», ее сначала протаскивали сквозь ступицу колеса, а потом сжигали (полес.). При укусе змеи рану мыли водой, которую затем проливали через колесное отверстие (рус.). Белорусы, чтобы обеспечить всхожесть семян, пересыпали их через ступицу колеса.

В восточнославянских детских закличках, призванных сбить с пути летящих птиц, колесо символизирует замкнутое КРУГОВОЕ ДВИЖЕНИЕ. У белорусов и украинцев такие заклички адресовались аистам, журавлям или гусям: «Дядька бусел (то есть аист), закружись колесом! Твои дети за лесом!» или «Колесом дорога!».
АистКстати, наши предки подметили, что аисты, которые, согласно поверьям, приносили в дом лад, плодородие, изобилие, - очень любят гнездиться на колёсах, поэтому хозяева ставили весной у себя во дворе шесты с колесом или даже делали основу гнезда из колеса - на крыше овина, дома.

День 30 октября в народном календаре называли Осия Колесник. Телеги ставили в сараи до весны, а перед этим проверяли их исправность. Если требовалось, то чинили их.

В любом случае колеса снимали с осей. «На Осия колесо с осью до весны расстаются», — говорили наши предки, убирая телегу и доставая сани.

А по последнему скрипу колес телеги ГАДАЛИ об урожае. Если колеса едут тихо и не скрипят - на следующий год уродится много хлеба и овощей.

Детям в этот день загадывали ЗАГАДКИ о колесах и телегах. Известны, например, такие: «Барыня подкрашена, поперек подпоясана, а спина намазана»; «Четыре братца уговорились гоняться, как ни бегут, друг друга не догонят»; «Один идет, четверых за собой ведет, а пятый сидит, во все глаза глядит».

Наши предки в этот день вспоминали поговорки об осени. «Быстро тает день — не привяжешь за плетень», - подмечая о сокращающемся световом дне. И образно подмечали октябрьскую погоду: «Плачет октябрь холодными слезами».

Категория: Традиции | Добавил: beloyar (24.12.2018)
Просмотров: 22 | Теги: традиции, колесо | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar