Четверг, 19.10.2017, 23:07
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Статьи
Неоязычество в республиках Среднего Поволжья
Дата: 26.12.2016

Кровавое крещение Руси
Дата: 09.05.2015

Спасибо или Благодарю
Дата: 08.07.2016

В Сибири находятся следы древних цивилизаций
Дата: 26.04.2015

21 грудня - Карачун
Дата: 21.12.2016

Обереги
Дата: 29.03.2015

Древнеславянские храмы дохристианского периода
Дата: 10.01.2015

Ложь и правда
Дата: 30.07.2015

Приметы. Постучать по дереву.
Дата: 16.02.2017

«Озар Ворон» Как Владимир Красно Солнышко стал Святославичем, а Илья - Муромцем
Дата: 01.09.2017

Гости сайта
Поиск
Словарь

БРАШНО - еда, кушанье.

ВОНЯ – запах, аромат

БЕСЕРМЕН - магометанин.

ВОСХИТИТИ - похитить, унести, украсть

Реклама Google

Главная » Статьи » Традиции

Купальский венок
Венок«Ты плыви-плыви венок, мой венок, ладу-ладу…»
 
Венок, венец… Этимологический словарь русского языка объясняет происхождение этого общеславянского слова, как производное от венъ (через «ять»), образованного (с перегласовкой) посредством суффикса -нъ от вити. Вен «венок» повсеместно известен в диалектной фольклорной речи Славян. Буквально слово означает «украшение, сплетенное, свитое» (из листьев, цветов).
Венки, в обрядном проявлении, плелись на Руси по разным случаям. Известны «свадебные», «жатвенные», «купальские», «березовые» - на Зелёных Святках и другие венки, которые имели свои особенности, в зависимости от их предназначения. Почему же венок так чтим в Купальскую ночь? Почему ему оказывают особое почтение девушки, доверяя ему свои сокровенные пожелания, просьбы и вопросы, пуская его по реке или оставляя себе в качестве оберега? Ответ кроется в особом, почтительном отношении Славян к Природе, к её возможностям быть одновременно в двух измерениях – в мире явном, проявленном и в мире навном, неизведанном. К тому, что всё в природе закономерно и то, что должно случиться в недалеком будущем, уже сейчас можно разглядеть в различных приметах.
«Венок почитается залогом бессмертия, знамением перехождения души и союза мертвых с живыми, - пишет исследователь русской старины П.Снегирев (1, с.112), - Самые свойственники Сон и Смерть у Еллинов изображались в венках. Семицкий венок служит к загадыванию о будущей судьбе: о брачном союзе, о жизни и смерти, о счастье и несчастье. Без сомнения, гадание на воде есть остаток от древняго языческаго обряда Славяноруссов, которые, по свидетельству наших летописцев, обожали реки и озера, чтили деревья и дуплины, приносили им жертвы (требы кладуще) и делали гадания. «Празднование Семика – замечает Карамзин – и народный обычай завивать в сей день венки в рощах суть также остаток древняго суеверия…»
И через тысячелетия пронесли Славяне обрядность гаданий, приуроченных к очаровательной Купальской ночи, когда очень тонка грань между темной и светлой сторонами, когда можно заглянуть в своё будущее. Как правило, ещё заплетая, завивая венок, девушка «вплетает» в него свои сокровенные пожелания, мысленно или с наговором. Через венок, опущенный на воду, девушки умываются, получая от воды обережную силу от сглаза, порчи и красоту (3, с.77).
 
Вариантов гаданий с венками множество, среди них, как описывает П.Снегирев (1, с.132), особенно часто применялись два:
1. В праздник Купалы, перед заходом Солнца (на закате) девушки опускают на воду реки, ручья свой веночек. При этом они настраиваются на то «предвестие» которое хотят получить – о жизни и смерти, либо о замужестве, об удаче в чем-либо. Положительными ответами считаются, если венок поплыл или завертелся на одном месте. Отрицательным – если венок утонул. Для тех, кто гадал на замужество, важным считалось - в какую сторону плывет венок – «в той быть девице за мужем».
2. Девушки, жившие у Волги («волжанки»), гадали несколько иначе, «развив венки». После чего они бросали их в воду, загадывая о суженых: «чей венок поплывет, та надеется в тот год выйти за муж; чей потонет, той сидеть в девках». Об обычае «развивать» венок упоминает и Карамзин: «Как в Семике соединяются стихии и символы древне-языческаго богослужения Славяно-Руссов: ношение древесных ветвей, завивание и развивание венков, гадание в рощах и на водах; то с достоверностью заключить можно о языческом происхождении етого празднества».
Но иногда венок, который сплела девушка, вообще не бросался в воду, а хранился дома, до следующего праздника, в качестве сильного оберега (В.Петрухин, 3, с.77) О таком же обычае говорит и П.Снегирев (2, с.33), когда девушки после праздника «…уносят венки, чтобы повесить их где-нибудь в сенях для предохранения себя от непредвиденной напасти».
 
Мы с вами знаем, что атрибутами купальского праздника непременно является как Вода – Матушка, так и Огонь – Батюшка. Поэтому нередко, вместо отпускания по реке или сохранения в качестве оберега, венок бросался в купальский костер с заветными пожеланиями (3,с.77). О зажженных свечах на купальском венке, вошедших в последнее время в обиход при пускании по воде, исследователи нашей старины не упоминают.
Только один раз в году бывает волшебная купальская ночь! Используйте её возможности, погрузитесь в мир Славяно-Русской народной традиции! Помните, - мы – потомки многих поколений наших предков. А раз мы есть, значит у них всё сложилось, как надо!
 
1.П.Снегирев. Русские простонародные праздники, Выпуск 3, 1838 г.
2. П.Снегирев. Русские простонародные праздники, Выпуск 4, 1839 г.
3. Петрухин В.Я. и др Славянская мифология. Энциклопедический словарь – 1995. Пересвет (Виктор Болтёнков).
Категория: Традиции | Добавил: beloyar (05.05.2017)
Просмотров: 367 | Теги: Купальский венок | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar