Вторник, 19.03.2024, 07:55
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Статьи
князь Ярополк Святославич
Дата: 17.03.2015

Гусляр Субботин Александр (Любослав)
Дата: 27.02.2015

МАГИЯ ИВЫ
Дата: 17.08.2017

Сказание о Словене и Русе и городе Словенске
Дата: 19.02.2018

Индоевропейский культ Велеса, и его отражение в христианском культе Николая-Чудотворца у славян.
Дата: 16.08.2017

Аркона
Дата: 30.12.2016

Колесо - в народной традиции
Дата: 24.12.2018

Обустройство славянского дома
Дата: 03.12.2014

Красная горка
Дата: 24.04.2016

Масленица или Комоедица?
Дата: 21.02.2015

Гости сайта
Поиск
Словарь

ДОКОНЧАНИЕ - мирный договор, согласие

ЖЕНУТЬ - гонять, преследовать

АМАНАТ - заложник.

ГОСТЬ - купец

Главная » Статьи » Наследие

Святилище Перуна

Святилище Перуна. Датируется IX-X в. Расположено в урочище Перынь (в 4 км южнее Новгорода Великого, на левом берегу р. Волхов). Один из главных дохристианских духовных центров Руси.
Открыт советскими археологами в 1951-1953 гг.
 
Святилище представляло из себя горизонтальную площадку в виде правильного круга диаметром 21 м, окруженную кольцевым рвом (ширина 7м, глубина более метра).
Точно в центре площадки
стоял деревянный идол Перуна диаметром 0,6 м .
Перед статуей находился жертвенник круглой формы, сложенный из булыжных камней.
Ров, окружавший площадку, в плане представлял не кольцо, а восьмилепестковый цветок, образуемый восемью правильно и симметрично расположенными ямами. На дне каждой из ям во время празднеств разжигали ритуальный костер, а в одной из них огонь горел постоянно.
О богослужении Перуну: «ему же яко богу жертву приношаху и огонь неугасающий за дубового древня непрестанно паляху». (Л, стр.207)
 
Благодаря стройности и строгой закономерности устройства открытого сооружения святилища, восстановление его плана, несмотря на значительные повреждения, не составило трудностей. Геометрический центр круга находится около юго-восточного края ямы идола Перуна. Из этой точки при постройке святилища и была проведена окружность радиусом в 10,5 м, обозначившая центральный круг святилища. Все центры дуг, образующих внешнее окаймление рва, лежат на этой окружности. Радиусы всех дуг равны 7 м. Центры их расположены на равном расстоянии один от другого и линии, соединяющие эти центры с центром святилища, образуют между собой равные углы по 45°.
1
 
Зодчий, создавший это геометрически правильное сооружение, должен был хорошо знать геометрию, и создается впечатление, что он пользовался линейными мерами. Радиус окружности 10,5 м и радиусы дуг 7 м не случайны: это точно шесть и точно четыре мерных сажени (176 см), на системе которых позднее, в XII—XIV вв., новгородские мастера обычно строили храмовые здания. Поэтому можно предполагать, что и сооружение Перынского святилища принадлежит новгородскому мастеру. Для постройки нужно было предварительно разметить план на местности. Наметив восемь центров на окружности, зодчий провел из них восемь дуг, каждую до пересечения с соседней, в результате чего в плане получился восьмилепестковый цветок.
2
 
Известно, что славяне любили посвящать громовержцу Перуну некоторые цветковые растения. Так, у всех южно-славянских народов цветок Iris Germanica носит народное наименование «перуника» (дубровицкое название этого цветка «богища», т. е. божий цветок). Не цветение «перуника» считалось предвестником смерти.
3
 
Русские также именуют перуном некоторые цветковые растения. На Украине известны наименования цветов, связанных с громом: громдола, громовник, громовик, громовой корень. Латыши Перуновым цветком (Pehrkones) называют полевую горчицу. Ибн-Фадлан в числе приношений руссов на Волге своим языческим богам называет и цветковые растения.
 
В привлекшей внимание В. А. Городцова народной вышивке, связанной с языческими религиозно-культовыми представлениями, изображение восьмилепесткового цветка нередкое явление. На одних рисунках восьмилепестковый цветок венчает голову богини с поднятыми руками, на других богиня-мать изображена с поднятыми руками, держащими по восьмилепестковому цветку, и т.п. По-видимому, план святилища Перуна представляет собой геометризированное изображение одного из таких цветков, посвященных Перуну.
 
Ров, окружавший круглое возвышение с идолом, имел ритуальное назначение. Нет сомнения, что рвы древнейших славянских курганов, у которых в основе можно найти много общего со святилищем, имели тоже ритуальное значение. Культовый характер рва можно было наблюдать в 2009 столетии в ежегодном языческом празднике мордвы в новолуние июля. В этот день вырывали неглубокий ров, разводили «живой огонь», получаемый от трения двух деревянных палочек, закалывали козла, а затем по рву прогоняли лошадь.
По словам третьей Новгородской летописи в 988 году идола Перуна был срублен и сброшен в Волхов «миролюбивыми и толерантными» к другим верам христианскими прислужниками.
После насильного крещения Новгорода на этом месте был построен христианский храм. Впоследствии здесь был основан монастырь, который в 1611 году был разорен шведами. Сохранившаяся до наших дней церковь Рождества Пресвятой Богородицы относится к началу XIII вeка.
4
 
А на месте русского идола Перуна, ныне "красуется" этот крест - символ жестокой победы заморской религии над древней верой предков.
5

Литература:
1. Седов В.В., «Древнерусское языческое святилище в Перыни», в сборнике «Краткие сообщения и доклады о полевых исследованиях Института истории и материальной культуры», т.50, 1953г.;
2. Седов В.В., «Восточные славяне XI-XIII вв.», в сборнике «Археология СССР», под ред. Рыбакова Б.А., изд-во «Наука», 1982 г.

Категория: Наследие | Добавил: beloyar (28.04.2015)
Просмотров: 5376 | Теги: славянские капища, перун, святилище в Перыни | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
avatar