Громница – славянский праздник первой встречи Зимы с Весной Дата: 29.01.2018 |
Как уберечься от вирусов и простуд – знахарские рецепты Дата: 18.01.2016 |
Карачун Дата: 20.12.2014 |
Осенние Деды Дата: 19.10.2015 |
Аркона Дата: 30.12.2016 |
Кто такие Славяне Дата: 13.12.2016 |
Коляда. Зимнее солнцестояние Дата: 23.12.2016 |
21 грудня - Карачун Дата: 21.12.2016 |
Щедрец Дата: 31.12.2014 |
Мелисса Дата: 10.06.2016 |
АМО (АМОЖЕ, КАМО) – куда.
ЕТЕРЪ - некоторый, некто
АЗ – я.
ДОКОНЧАНИЕ - мирный договор, согласие
Главная » Статьи » Традиции |
Тема, конечно не из весёлых, но в обрядах похорон мы можем наблюдать архаичные, практически не меняющиеся тысячи лет, даже под давлением христианства, языческие обряды, представления наших далеких языческих предков о взаимодействии живых с навьим миром мёртвых. До сих пор в похоронных обрядах у славянских народов, особенно на Русском севере остались отголоски язычества. Причем не просто «отголоски», а вполне сохранившиеся языческие обычаи и традиции, хотя в несколько упрощенном виде. Большинство из нас даже и не подозревают, что многое из того, что делается на похоронах, родом из далёкого дохристианского прошлого. В древности погребение представлялось большинству народов, как подготовка к путешествию, и славяне здесь не исключение. Все действия на похоронах направлены, как и тысячи лет назад на то, чтобы создать определенную связь между родственниками и усопшим, но так чтобы душа умершего не осталась в доме и не забирала живых, правильно снарядить покойника в долгий путь мира мертвых. Христиане, собственно ничего нового не придумали. У наших славянских предков в зависимости от места их проживания существовали несколько способов погребения. Главные из них: Так, какие же обычаи, традиции и приметы соблюдались в языческие времена и сохранились в христианстве? Усопшего, независимо как он умер (в сражении, от болезни и т.д.) омывали и одевали в самую чистую и дорогую одежду. Затем его клали на стол, либо лавку, складывая руки на груди, и укрывали белым холстом. Все зеркала (ранее зерцала из бронзы или меди) снимали или укрывали полотенцами, для того, чтобы покойник не забирал души живых с собой. Наши предки верили, что если этого не сделать, то в семью скоро вернется смерть. Входные двери никогда не закрывали, ведь если душа, не поймет, как выйти из дома, может привязаться к этому месту. Домовина раньше представляла собой деревянный столб полтора-два метра высотой с маленькой крышей наверху и небольшим оконцем. Столб был полый внутри и без одной стены – для того, чтобы ставить туда подарки после поминок. Напоминанием на домовину ныне служат христианские кресты с домиком. Хороня умерших, славяне клали с мужчиной не только оружие, но и конскую упряжь; с женщиной клали серпы, сосуды, зерно. Тела умерших возлагали на краду (отправляли К РОДУ), потому что пламя наиболее быстро обрывает связь души и тела и дух с душой сразу попадают в небесный мир. О существовании такого способа похорон как сжигание свидетельствует Ибн-Фодлан (начало X в.) в своем описании похорон знатного русса. Когда Ибн-Фодлан сообщил одному русу, что у арабов трупы зарывают в землю, рус удивился глупости арабов: «Умершему, – сказал рус, – и так тяжело, а вы еще наваливаете на него лишнюю тяжесть, зарывая в землю. Вот у нас лучше; посмотри, – сказал он, указывая на сгорание трупа знатного руса, – как легко наш умерший восходит к небесам вместе с дымом». Другое свидетельство есть в летописи, где описываются нравы древних славян: «И аще кто умряше, творяху тризну над ним и посем творяху кладу (костер) велику и возложахут и на кладу мертвеца сожьжаху и посем, собравше кости, вложаху в судину малу и поставляху на столпе на путех, еже творят Вятичи и ныне (XII век) Си же творяху обычая кривичи и прочии погагии…». Из этого свидетельства нашей летописи видно, что прах покойника по сожжении, собранный в сосуде, ставился на столбе, а затем над останками насыпался большой курган. Откуда произошло слово «домовина», думаю ни у кого не возникает вопросов. А понятие «голбец», по всей видимости, было неразрывно связано с такими понятиями, как «глубина», «яма», «могила» в конце концов. Лев Даль исследователь русского зодчества и сын этнографа и лингвиста Владимира Даля много лет занимался изучением «голубцов». По мнению Даля-младшего, эти памятники произошли от столбов, на которых в старину ставили емкости с останками умерших. | |
Просмотров: 4630 | | |
Всего комментариев: 0 | |