Суббота, 27.07.2024, 06:17
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Статьи
День Макоши
Дата: 09.11.2016

Что празднуем в Пасху?
Дата: 09.04.2015

Истоки славянского миропонимания
Дата: 28.11.2014

С масленицей-комоедицей!
Дата: 20.03.2015

Купальский венок
Дата: 05.05.2017

АНТЫ - ЗАБЫТАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Дата: 11.06.2018

Радогощь
Дата: 22.09.2021

князь Ярополк Святославич
Дата: 17.03.2015

Масленица или Комоедица?
Дата: 21.02.2015

Герб Волосово
Дата: 26.08.2016

Гости сайта
Поиск
Словарь

АЕР - воздух.

ГРИВНА - денежная и весовая единица; украшение, носимое на шее

ДВАЩИ - дважды

ГБЕЖ - сустав, сгиб; поворот, наклон

Банник


Баня всегда имела огромное значение для славянина. В нелегком климате это было лучшее средство избавиться от усталости, а то и изгнать болезнь. «Баня парит, баня правит, баня все поправит», - говорят до сих пор. Но в то же время это было таинственное место. Здесь человек смывал с себя грязь и хворь, а значит, оно само по себе становилось нечистым и принадлежало не только человеку, но и потусторонним силам. Но ходить мыться в баню должен всякий: кто не ходит, тот не считается добрым человеком. Даже банище - место, где баня стояла, - почиталось опасным, и строить на нем жилое, избу либо амбар, не советовали. Ни один добрый хозяин не решится поставить на месте сгоревшей бани избу: либо одолеют клопы, либо мышь испортит весь скарб, а там жди и нового пожара! За много веков накопилось множество поверий и легенд, связанных именно с баней.
Как и во всяком месте, здесь обитает свой дух - банник.
Банник (банный, байник, баинник, баенник) — дух, живущий в бане, в поверьях восточных славян, пугающий людей и требующий подношений, которые ему надо оставлять в бане после мытья. Чтоб задобрить Банника, ему оставляют кусок ржаного хлеба с большим количеством крупной соли.
Выглядит банник как маленький тощий, но очень сильный старик с длинной бородой. Одежды на нем нет, но все его тело облеплено листочками от веника.
Несмотря на свой размер дух-старичок очень сильный, легко может свалить человека и таскать его по бане. Банник довольно жестокий дух: он любит попугать тех, кто пришел в баню, страшными криками, также может кидаться горячими камнями из печки или ошпарить кипятком.

Впрочем, с ним можно поладить. Знающие люди всегда оставляют Баннику хороший пар, свежий веничек и лоханку чистой воды. И никогда друг друга не подгоняют - Банник этого не выносит, сердится. А уж если попал под руку Баннику, надо выбежать из бани и позвать на подмогу Овинника или Домового: "Батюшка, выручи!.."
У банного хозяина спрашивают разрешения, когда желают истопить баню: «Банный хозяин, дай мне баню истопить!» - и так трижды. В бане нельзя стучать или громко говорить, иначе баенник рассердится и напугает. Выйдя из бани, ее хозяина надо поблагодарить.
Банники - банные духи. Обитая в непосредственной близи от человека, они не показывались на люди, но требовали строгого себе подчинения. Условия их были просты: баня должна была стоять там, где того желал их подлинный, мистический хозяин. В противном случае банник не медлил с местью.
Банников в бане может быть и несколько (иногда банник обитает там с женой и детьми).
Названия банника «жихарь», «пастырь», «хозяин» отражают представления крестьян о нем как об исконном обитателе и хозяине бани. Банные хозяева очень любят париться и моются «в четвертый» или «в третий пар» (реже – в седьмой), то есть после двух или трех (шести) смен побывавших в бане людей. Поэтому нужно оставлять воду, веник, мыло банникам, содержать баню в чистоте. Нельзя мыться в четвертый, третий пар и особенно в одиночку, после захода солнца или поздно ночью (в полночь). Вообще в бане надо вести себя осторожно. Например, с крестом в баню не идут; его снимают и оставляют в предбаннике или вовсе дома.
В поверьях русских крестьян есть и женский персонаж, подобный «страшному» баннику, – банная обдериха, «занятия» которой исчерпывающе характеризуются ее названием. Обдериха — лохматая, страшная старуха. Живёт под полоком.
Есть в русских поверьях и байниха, банниха, банница (Арх., Свердл., Тобол.) – банный дух женского пола, характеризуемый не столь определенно, как обдериха, но в общем сходный по описаниям с банником: «Старые люди слыхали: как выйдешь из бани, а там еще хлещутся, парятся: это никто как банница». Может прикидывается знакомой, а заманив в баню попариться, может запарить до смерти. Показывается тем, кто идёт в баню с плохими намерениями.
Упоминаются и дети банника, которыми он может подменить детей, оставленных в бане без присмотра.
Банник способен становится невидимым и мгновенно перемещаться в пространстве в пределах своей бани. Обдерихи способны менять свое обличие оборачиваясь кошкой.
Однако банник проявляет себя не только как дух бани, но и как дух-охранитель людей – хозяев бани. Он защищает их от «чужих» банников, «чужой» нечисти.
На ночлег банный пускает в том случае, если путник вежливо попросит у него позволения: «Хозяинушко-батюшко! Пусти ночевать!» Такого прохожего банник охраняет от всякой нечистой силы. Когда леший хотел однажды затаскать человека в бане, банник не позволил: «Нет, нельзя, он у меня просился!»

Существенная для семьи охранительная роль банного хозяина связана с двойственным восприятием самой бани. Традиционно в крестьянском обиходе баня – место нечистое, опасное (здесь сказываются и некоторая отдаленность ее от дома, смываемая в бане грязь и т.п.). В то же время «переходное», очищающее пространство бани необходимо: в ней как бы «смывается» прошедшая жизнь, пыль, грязь и происходит своеобразное возрождение человека к новой, чистой жизни.
Баня обязательно топилась не только еженедельно, но и перед праздниками, и по случаю самых значительных событий крестьянской жизни – при родах, для невесты накануне свадьбы. Со времен Древней Руси баню топили и для предков-покойников, умерших родственников, приглашая их помыться и попариться перед большими праздниками (особенно в Чистый четверг). Поэтому и сама баня, и ее обитатели исконно были и опасны, и необходимы одновременно.