Воскресенье, 05.04.2020, 21:50
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Статьи
Мокошь
Дата: 07.05.2017

Гусляр Субботин Александр (Любослав)
Дата: 27.02.2015

Истоки славянского миропонимания
Дата: 28.11.2014

Спасибо или Благодарю
Дата: 08.07.2016

Река Смородина и Калинов мост
Дата: 29.07.2016

Квас из овса в домашних условиях
Дата: 27.05.2016

Обустройство славянского дома
Дата: 03.12.2014

Удар по генетической памяти?
Дата: 23.10.2015

Исторические свидетельства о язычестве на Руси
Дата: 02.11.2017

Древнеславянские храмы дохристианского периода
Дата: 10.01.2015

Гости сайта
Поиск
Словарь

ВЕЙЯ - ветка.

ЕМАТИ (ИМАТИ, ЕМЛЕТЬ) - брать, взять

ГОВЕЙНО - пост

БЛЮСТИ - соблюдать, охранять.

Леля

Леля или Ляля, в славянской мифологии богиня весны, дочь богини красоты, любви и плодородия Лады. Супруга Семаргла. Она была неразрывно связана с весенним возрождением природы, началом полевых работ. Богиню представляли себе юной, красивой, стройной и высокой девушкой.

Она является богиней нежных, трепетных весенних ветерков, первых цветов, юной женственности. Славяне верили, что именно Леля заботится о первых, едва проклюнувшихся всходах - будущем урожае. Лелю - Весну торжественно "закликали" - приглашали в гости, выходили встречать ее с подарками и угощением. А прежде спрашивали разрешения у Матери Лады: отпустит ли дочь?
Праздник "лельник" обычно праздновали 21 апреля, на кануне Юрьева дня. Эти дни называли также "Красной горкой", поскольку местом действия становился холм, расположенный неподалеку от деревни. Там устраивали небольшую деревянную или дерновую скамью. На нее сажали самую красивую девушку, которая исполняла роль Лели. Справа и слева от девушки на холме на скамью укладывали приношения. По одну сторону размещался каравай хлеба, а с другой стороны находился кувшин с молоком, сыр, масло, яйца и сметана. А вокруг скамьи раскладывали сплетенные веники.

Б.А. Рыбаков полагает, что вторая богиня, изображенная на Збручском идоле и держащая в правой руке кольцо - Лада. В фольклоре Лада часто упоминается рядом с Лелей. Двух всадниц на русских вышивках, за спиной которых иногда изображена соха, расположенных по обе стороны от Макоши, Рыбаков соотносит с Ладой и Лелей.
В весенней заклинательной песне есть такие слова, посвященные Леле-Весне:

Едить Весна, едить.
На золотом кони
В зеленом саяни
На сохе седючи
Сыру землю аручи
Правой рукой сеючи.