Воскресенье, 05.12.2021, 13:29
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Статьи
Купало! С праздником, славяне!
Дата: 20.06.2015

князь Ярополк Святославич
Дата: 17.03.2015

Смута. От Рюриковичей к Романовым.
Дата: 22.10.2021

Детская люлька
Дата: 20.01.2017

Истоки славянского миропонимания
Дата: 28.11.2014

Купальский венок
Дата: 05.05.2017

Традиция ряжения на святки
Дата: 24.12.2018

Происхождение древнерусского народа и древнерусского языка.
Дата: 28.08.2019

Жаворонки (Сороки)
Дата: 10.03.2015

Карачун
Дата: 21.12.2020

Гости сайта
Поиск
Словарь

БРАНЬ – война.

ВНИТИ - войти

ЕТЕРЪ - некоторый, некто

ГОНЬЗНУТИ - спастись бегством

Леля

Леля или Ляля, в славянской мифологии богиня весны, дочь богини красоты, любви и плодородия Лады. Супруга Семаргла. Она была неразрывно связана с весенним возрождением природы, началом полевых работ. Богиню представляли себе юной, красивой, стройной и высокой девушкой.

Она является богиней нежных, трепетных весенних ветерков, первых цветов, юной женственности. Славяне верили, что именно Леля заботится о первых, едва проклюнувшихся всходах - будущем урожае. Лелю - Весну торжественно "закликали" - приглашали в гости, выходили встречать ее с подарками и угощением. А прежде спрашивали разрешения у Матери Лады: отпустит ли дочь?
Праздник "лельник" обычно праздновали 21 апреля, на кануне Юрьева дня. Эти дни называли также "Красной горкой", поскольку местом действия становился холм, расположенный неподалеку от деревни. Там устраивали небольшую деревянную или дерновую скамью. На нее сажали самую красивую девушку, которая исполняла роль Лели. Справа и слева от девушки на холме на скамью укладывали приношения. По одну сторону размещался каравай хлеба, а с другой стороны находился кувшин с молоком, сыр, масло, яйца и сметана. А вокруг скамьи раскладывали сплетенные веники.

Б.А. Рыбаков полагает, что вторая богиня, изображенная на Збручском идоле и держащая в правой руке кольцо - Лада. В фольклоре Лада часто упоминается рядом с Лелей. Двух всадниц на русских вышивках, за спиной которых иногда изображена соха, расположенных по обе стороны от Макоши, Рыбаков соотносит с Ладой и Лелей.
В весенней заклинательной песне есть такие слова, посвященные Леле-Весне:

Едить Весна, едить.
На золотом кони
В зеленом саяни
На сохе седючи
Сыру землю аручи
Правой рукой сеючи.