Вторник, 23.04.2024, 23:42
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Статьи
князь Бус Белояр
Дата: 20.11.2014

Противостояние М.В. Ломоносова и А.Л. Шлецера
Дата: 24.06.2015

Коляда! С праздником, славяне!
Дата: 22.12.2015

Радогощь
Дата: 22.09.2021

Борьба с язычеством. 1649 год.
Дата: 18.12.2017

Куличи и яйца - дохристианская традиция
Дата: 04.05.2016

князь Святослав
Дата: 03.01.2015

«Озар Ворон» Как Владимир Красно Солнышко стал Святославичем, а Илья - Муромцем
Дата: 01.09.2017

Восточные славяне
Дата: 25.02.2016

Кто такие Славяне
Дата: 13.12.2016

Гости сайта
Поиск
Словарь

БИРИЧ - глашатай.

БЛАЖИТИ – славить, восхвалять.

ДОНДЕЖЕ (ДОНДЕ) – до тех пор, пока

БУДИ – будь.

Главная » Статьи » Наследие

Происхождение древнерусского народа и древнерусского языка.
СлавянеПредисловие.
В последние годы всё чаще и чаще в интернете, на ТВ, в книжных магазинах натыкаешься на разного рода статьи, видеоролики, книги, псевдонаучные документальные фильмы в которых приводится якобы альтернативная история славян. Порой читаешь и удивляешься – откуда всё это повылазило? Зачем придумывать, то чего не было!? Какие-то войны много тысяч лет назад между предками китайцев-аримами и славяно-ариями; какие-то золотые таблички, которых никто и никогда не видел, со скрижалиями о многомиллионной истории славян и заповедями славянских Богов; об утерянном славяно-арийском летоисчислении с 9-ти дневными неделями и 40-ка дневными месяцами. Так и хочется крикнуть: «Люди, не сходите с ума! Не верьте этим проходимцам»! А ведь поверивших в эту чушь гораздо больше, чем адекватных, здравомыслящих. Да, с каждым днём РПЦ всё больше теряет своих прихожан. Люди отворачиваются от лживой, чужой религии. Понимают, что это не наше. Было же что-то своё! Было, но корни давно обрублены. Не сохранилось в исторической памяти народа – своего, родного! Остались небольшие осколки той дохристианской жизни, языческой веры, истории. Постарались князья с попами. Вот и повылазили на свет юродивые Хиневичи, Трехлебовы, Левашовы и их последователи. Запудривают неокрепшие головы вчерашних христиан. Эти ничем не лучше попов. Те же жрецы, с теми же целями – набить себе карман! К сожалению, из-за таких деятелей очень мало язычников, трезво смотрящих на историю нашего государства. А посему нет у нас достаточной силы и твердой позиции с которой можно заявить о себе.
Так вот, эта статья предназначена для тех, кто интересуется реальной древней историей происхождения славянских народов. Для этого не надо далеко ходить и искать украденные Миллером славянские летописи. И без этого наша история действительно древнее, чем может показаться из школьных учебников. Да, не было понятия «славяне» ни 30 тысяч лет назад, ни 5 тысяч, ни даже 2 тысячи лет назад. Но это не значит, что у народов под общим названием славяне, появившемся в начале новой эры (1800 – 1600 лет назад) не было истории. Народы не возникают из неоткуда! Возникают новые названия старых народов, переселившихся, оторвавшихся от своих сородичей.
Ниже приведены выдержки из малоизвестного учебного пособия «Древнерусский язык» под авторством Н.С. Можейко и А.П. Игнатенко; Минск, Высшая школа, 1978 г, 256 стр. На мой взгляд в данном пособии приведена наиболее беспристрастная, адекватная версия возникновения славянских народов с приведением конкретных ссылок на труды древних историков и общественных деятелей.

Приятного чтения! 
 
Учитывая языковые особенности, современная наука объединяет все славянские языки в три родственные группы: восточную (русский, украинский, белорусский); южную (болгарский, сербский, хорватский, македонский и словенский) и западную (польский, чешский, словацкий, кашубский, серболужицкий и полабский). Полабский язык - мертвый, это язык славян, живших некогда по реке Лабе (Эльба). Серболужицкий язык (принято выделять верхне- и нижнелужицкий языки) распространен на территории восточной германии. На кашубском языке (распространен на территории Польши, в районе гданьского побережья Балтийского моря) говорит около двух тысяч человек; литературным языком кашубов является польский язык, и, хотя по происхождению кашубский язык не является польским, его называют диалектом польского языка.
Славянские языки очень близки между собой. Это проявляется во всех сторонах языковой структуры: словарном составе, словообразовании, звуковом составе и грамматическом строе. Во всех славянских языках почти одинаково звучат древнейшие слова, связанные с производственной деятельностью человека, родственными отношениями и отношениями человека в коллективе, названиями времен года и частей суток, явлениями природы, названиями частей тела человека и т. д.
 
Такое сходство славянских языков в словарном составе и грамматическом строе не случайно. Оно основано на родстве по происхождению.
Славянские языки относятся к большой семье индоевропейских языков, в которую наряду со славянскими входят германские, романские, балтийские, индийские, иранские и другие языки. Выделение общеславянского языка, как и других языков, из индоевропейского языка-основы произошло на рубеже III-II тысячелетий до н.э. Вполне естественно, что за столь длительный период существенным образом изменился словарный состав этих языков, их фонетическая и грамматическая системы. В результате таких изменений представитель одной группы индоевропейских языков уже не может без специальной подготовки понять речь представителя другой.
По предположению большинства советских, польских и чехословацких археологов, древнейшими предками славян были земледельческо-скотоводческие племена, носители культуры «шнуровой керамики», которые расселялись в конце III-II тысячелетии до н. э. на обширных пространствах от Днепра (на востоке) до Одера (на западе) и от Балтийского моря (на севере) до Карпат (на юге). Можно предполагать, что диалектные различия языков этих племен не мешали их взаимопониманию. В конце II и в I тысячелетии до н.э. здесь обитали многочисленные племена, известные по культуре «полей погребений» или «полей погребальных урн». Эти племена, связанные общностью погребального обряда и основными элементами материальной культуры, археологи относят к ранним славянским племенам.
В I тысячелетии до н.э. в процессе дифференциации раннеславянского населения, при отсутствии прочных экономических и культурных связей между племенами, возникли своеобразные по культуре группы племен, в том числе племена лужицкой культуры в бассейне Вислы и Одера и племена поднепровских культур в бассейне Днепра, что свидетельствует об образовании восточного и западного славянства. В конце I тысячелетия до н.э. и в начале нашей эры восточные и западные славяне отчетливо представлены двумя археологическими культурами: зарубенецкой на Днепре и пшеворской в бассейне Вислы, Одера и в верховьях Днестра.
Первые исторические сведения о славянах имеются в произведениях греческого историка V в. до н.э. Геродота, который называл славян в отличие от скифов то «неврами», то «будинами». Более достоверные данные о славянских поселениях имеются у римских историков Плиния Старшего (1 в. н.э.) и Тацита (I-II вв. н. э.), а также у александрийского географа ПтоломеяКлавдия (II в. н.э.). Согласно их свидетельствам, славяне, которых они называют общим именем венеды, были великим народом и заселяли обширную территорию от Карпатских гор до Балтийского моря. То, что венеды были славянами, устанавливается свидетельством готского историка VI в. Иордана. В книге «О происхождении и деяниях гетов» он говорит: «Между этими реками (Дунай и Истра. - А.И.) лежит Дакия, которую, наподобие короны, ограждают скалистые Альпы. У левого их склона, спускающегося к северу, начиная от места рождения реки Вистулы (Вислы. - А.И.), на безмерных пространствах расположилось многолюдное племя венедов... Хотя их наименования теперь меняются соответственно различным родам и местностям, все же преимущественно они называются склавинами и антами» (Иордан. О происхождении и деяниях гетов. М., 1960, с. 71—72). До нашего времени сохранилась карта, составленная Птоломеем Клавдием, на которой Карпатские горы и Балтийское море называются Венедскими. Характерно, что данное наименование славян можно встретить и в некоторых современных языках. Так, например, даже теперь финны и эстонцы называют русских венами, а немцы лужичан -венедами, словенцев - виндами. До настоящего времени восточное предместье Гамбурга, населенное в древности западными славянами, именуется Wendendorf.
По данным исторических источников VI в. н.э. («Война с готами» византийского историка Прокопия Кесарийско; о и «Стратегика», приписываемая византийскому императору Маврикию), венеды в это время делились на две основные группы: склавинов и антов. Этнической территорией обширного племени союза антов являлось Поднестровье и Среднее Поднепровье, а союза склавинов - земли на запад от Днестра. Антов и склавинов объединяла одна религия, сходство быта и нравов. «У тех и других один и тот же язык» (Прокопий из Кесарии. Война с готами. М., 1950, с. 297), - отмечали византийские авторы. Судя по собственным именам (Бож, Доброгост, Целегост, Мезамир), анты говорили на языке, близком к древнерусскому.
И все же это были уже две, хотя и близкие друг другу, но обособленные племенные группы.
Анты и склавины жили большими соседскими общинами, а на севере, в лесных областях, - патриархальными семьями, которые вели хозяйство на коллективных началах. Прокопий Кесарийский сообщает, что анты и склавины «не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим» (Прокопий из Кесарии. Война с готами, с. 297).
На рубеже V и VI вв. славянские племена, продвинувшись с севера к Дунаю, вступили в ожесточенную борьбу с рабовладельческой Византийской империей. В течение VI-VII вв. они завоевали Балканский полуостров и, подчинив себе проживавших здесь фракийцев и иллирийцев, составили основу его населения. Византийский император Константин Багрянородный (905—959), говоря о населении балканской провинции империи, вынужден был признать, что «вся провинция ославянилась и сделалась варварской». Так было положено начало третьей группе славян - южному славянству.
Этническое разделение славянства на отдельные самостоятельные группы является закономерным историческим процессом.
С расчленением славян на три группы постепенно распадается и перестает существовать и древний общеславянский язык, давая начало новым самостоятельным языкам. Из балканской группировки склавинских(словенских) племен с их племенными диалектами вырастают южнославянские народности со своими языками. Из западной части славянского мира (венедская племенная группировка) оформляются западнославянские народности и их языки. Антский же союз славянских племен составил основу будущей древнерусской (восточнославянской) народности - создателя и носителя древнерусского языка.

Самыми многочисленными из всех славянских племен, выделившихся в V - VII вв. из общеславянского единства, были анты, предки восточных славян (русских, украинцев и белорусов). В VI в. они занимали огромную территорию от низовьев Днепра и Днестра на юге до Ладожского озера на севере, от Карпатских гор на юго-востоке до верхнего Поволжья на северо-востоке.

По данным Прокопия Кесарийского и Маврикия Стратега, анты вели оседлый образ жизни, занимались земледелием и скотоводством. Они жили в лесостепных и лесных областях и устраивали свои небольшие поселения по берегам рек и озер. «У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы», - сообщает Маврикий Стратег. Славяне стояли на последних ступенях первобытнообщинного строя. Основной ячейкой их общества являлась родовая община, уже начавшая перерастать в территориальную. По многочисленным свидетельствам античных авторов, а также по данным археологических памятников, восточные славяне уже в это время знали развитое земледелие, оседлое скотоводство, добычу и обработку железа, высокоразвитое гончарное производство, основанное на технике гончарного круга, ювелирное ремесло, занимались обработкой камня, кости и другими отраслями производства.

Развитие производства во всех отраслях - в земледелии, скотоводстве, домашних промыслах рабочую силу человека способной производить большее количество продуктов, чем это было необходимо для поддержания жизни. В связи с этим происходило накопление богатств и присвоение чужого труда. Это привело к имущественному неравенству и возникновению эксплуатации человека человеком. С другой стороны, уровень развития ремесла и сельского хозяйства и прежде всего появление сохи дали возможность обрабатывать землю силами отдельной семьи. Прежний способ производства, основанный на общем труде и приводивший к общей собственности на средства производства, становится излишним. Происходит индивидуализация производства. Родовая община уступает место соседской, территоралыюй общине, связанной не родством, а общностью хозяйственной жизни.

На основе индивидуального хозяйства внутри сельской общины возникали частная собственность и имущественное неравенство. Из общей массы населения выделилась прослойка, отличавшаяся своим богатством. Используя свое экономическое превосходство, эти люди стали занимать господствующее положение. Они эксплуатировали челядь (домашних рабов) и попавших разными путями в зависимость крестьян (смердов). Так складывались два антагонистических класса феодального общества.

Распад родового строя, становление феодализма влекли за собой разложение и отмирание племен и возникновение территориальных, политических объединений. Хорошо известно, что уже в VI - VII вв. на Волыни существовало первичное государственное объединение дулебов, которым подчинялись некоторые другие племена. Это политическое объединение отдельные историки считают начальным моментом в истории русской государственности. К этому же времени, по-видимому, относится возникновение другого территориального объединения, в состав которого, как считает Б.А. Рыбаков, вошли русы (россы), северяне, впоследствии поляне и уличи (См.: Рыбаков Б. А. Древние русы. - «Советская археология», 1953, т. 17, с. 101). Оно вело борьбу с аварами, болгарами и хазарами. Таким образом, уже в VI - VII вв. наметилось основное территориальное ядро будущей древнерусской народности. Приблизительно в VIII в., по свидетельству арабских писателей, на территории Восточной Европы возникло несколько небольших государственных объединений, предшествовавших образованию единого древнерусского государства, - Куявия, Славия и Артания. Существование этих политических образований косвенно подтверждается и дошедшей до нас древнейшей арабской картой Восточной Европы. Автор «Повести временных лет» утверждает, что особые «княжения», представлявшие собой примитивные организации государственного типа, существовали у словен, полян, древлян, дреговичей и полочан.

Образование государственных объединений, замена племенных связей территориальными разрушали племенную обособленность. Вместо неустойчивых союзов и племенных группировок постепенно складывается единая древнерусская народность с общим для всего народа древнерусским языком.

Древнерусская народность, просуществовавшая более полутысячелетия (до конца XIII в.), закрепляет за собой и общее для всех восточных славян наименование - Русь. О происхождении термина «Русь» было высказано немало гипотез, но вопрос до сих пор остается нерешенным. Как предполагают Б.Д. Греков, Б.А. Рыбаков и другие ученые, это имя принадлежало вначале какой-то группе племен, расположенной в районе Среднего Поднепровья и, может быть, к юго-востоку от него. «Весьма вероятно, - писал акад. Б.Д. Греков, - что один из правых притоков Днепра, носящий имя Рось, связан с названием народа - росс. На эти предположения наводят и археологические факты: именно в Поросье найдено наибольшее количество антских вещей. Именно здесь, в стране чернозема, в полосе перехода леса к степи, имелись налицо условия для более быстрого роста культуры по сравнению с северной лесной полосой» (Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1953, с. 378.).

К концу IX в. русь (росс) выступает уже не как племя или союз племен, а как народность, известная в других странах. Еще во второй половине IX в. (в 860 г.) византийский патриарх Фотий указывал, что русь - это сильный народ, с которым должны считаться его соседи. «Народ неименитый, народ несчитаемый (ни за что), народ поставляемый наравне с рабами, неизвестный, получил имя, значение, достиг блистательной высоты и несметного богатства» (Фотий, «Христианское чтение», 1882, № 9-10, с. 432.).

Во второй половине IX в. на территории восточных славян образовалось государство с центром в Киеве. О размерах этого государства и его племенном составе можно судить на основании сведений, содержащихся в «Повести временных лет». По данным «Повести», по среднему течению Днепра обитали поляне; на запад от них по реке Припяти - древляне; между реками Припятью и Западной Двиной (в пределах центральной части современной Белоруссии) жили дреговичи; по реке Полоте - полочане; в бассейне озера Ильмень, по рекам Волхову, Шелони, Ловати и Мете - словене, т.е. славяне без особого названия; на пространстве, где сходятся верховья рек Волги, Днепра и Западной Двины, располагалось обширное племя кривичей; на левом берегу Днепра, к северу от полян, - северяне; далее на восток, в бассейне реки Сож, между Днепром и Десной жили радимичи; к северо-востоку от них до реки Оки по ее верховьям - вятичи; по Западному и частью Южному Бугу - дулебы, позднее именуемые бужанами (город Бужек) и волынянами (город Волынь); по Днестру, нижнему Бугу и нижнему Дунаю обитали многочисленные племена тиверцев и уличей.

Возникновение раннефеодального государства с центром в Киеве активно содействовало дальнейшей консолидации древнерусской народности. Период существования Древнерусского государства (IX - начало XII в.) - новый этап в развитии древнерусской народности. В это время произошло объединение всех восточнославянских земель вокруг основного ядра Древней Руси. Русской землей, Русью стали называть территорию, населенную русским народом. В этом значении термины «Русь», «Русская земля» неоднократно упоминаются в «Повести временных лет», в произведениях арабских, византийских и других авторов.

С образованием древнерусской народности был связан процесс постепенного отмирания старых племенных названий. Так, «Повесть временных лет» говорит о том, что поляне стали называться Русью («поляне яже ныне зовомая Русь»). С покорением киевскими князьями древлян исчезает название «Деревьска земля» и т. д.

Постепенно стираются различия в быту, языке и культуре восточных славян, складываются определенные экономические связи, содействовавшие развитию древнерусской народности, формируется известное единство в этническом отношении, а также культурная общность, отразившаяся в памятниках литературы и искусства.

Категория: Наследие | Добавил: beloyar (28.08.2019)
Просмотров: 4279 | Теги: История, Древняя русь, древнерусский язык | Рейтинг: 4.4/5
Всего комментариев: 0
avatar